Главная Написать письмо Тел.: 38 (066) 686-45-76 E-mail: info@hirudo.com.ua
История

    Есть люди, которые считают, что гирудотерапия берёт своё начало со времён Золотого Ключика, а родоначальником метода был Дуремар.   И в этом есть доля правды, ведь у многих из нас знакомство с этим методом действительно началось с этой сказки. Но истинная история гирудотерапии интересней сказочной:

Лечение пиявками широко применяли в древней Греции, Риме, Египте и других странах. Об этом свидетельствуют труды классика античной медицины - римского врача Клавдия Галена (II век), римских врачей Антиллуса (IV век) и Аэция (V век), персидского ученого и врача Авиценны (X - XI век) и других. Про распространенность метода свидетельствуют находки в усыпальницах индейцев племен майя и храмах древней Индии.

   В 17-18 веках применение пиявок было наиболее распространенным методом лечения практически всех известных заболеваний и в Европе, и в России. Им не гнушались даже самодержцы. Известно, например, что во время царствования Алексея Михайловича, в 17 веке, в один из прудов Измайлова были запущены на развод лечебные пиявки, которых использовали для медицинских целей при дворе государя. Пиявки были самым популярным лекарством в аптеках: только в 30-е годы 18 века в России ежегодно использовали около 30 миллионов пиявок. Если учесть, что стоили они недешево, и поэтому большинству населения России были просто недоступны, то становится понятно, что «меньшинство населения», которое имело возможность пользоваться пиявками, делало это весьма активно. В истории гирудотерапии были подъемы и спады. Периодом этого метода лечения можно считать XVIII-XIX века. Тогда пиявки в экспорте России занимали место наравне с зерном, являясь важной статьей дохода государственной казны. А модницы, готовясь к балу, приставляли пиявки за уши для появления нежного румянца на щеках и для придания глазам особого блеска, при этом и танцы до утра были не столь утомительны.

   В начале прошлого века наиболее популярен этот метод был во Франции: из записей Наполеона известно, что только из Венгрии в течение года было импортировано шесть миллионов пиявок для лечения солдат его армии. Мастерски владели методами приставления пиявок наши русские цирюльники, спасая наутро хорошо погулявшего накануне купца: всего лишь пара пиявок за уши.

  Н. И. Пирогов при обобщении наблюдений военно-полевой практики в период Крымской войны и Кавказской экспедиции отмечал: "Я ставил от 100 до 200 пиявок. Даже в простых переломах, где только отмечалась незначительная опухоль, тотчас же ставились пиявки". Из последних сил желая помочь умирающему другу, военный врач В. И. Даль поставит смертельно раненому Пушкину на живот 25 пиявок. Жар и вздутость живота уменьшатся, пульс станет ровнее. "Это была минута надежды", - напишет потом Даль.

   Чрезмерное увлечение медиков пиявками при отсутствии научных данных о действенности этого метода, показаний к его использованию и санитарных норм иной раз дискредитировало гирудотерапию. Лишь в конце ХIХ столетия были предприняты первые попытки изучения механизма терапевтического действия пиявок. Этими знаниями мировая наука обязана отечественным ученым. Они впервые собрали выделение (секрет) слюнных желез пиявок, после чего началось изучение состава и свойств его действующего начала.

   Полученный в 1884 году профессором К. Дьяковым экстракт из тела пиявки, названный гирудином, послужил исходным материалом для выделения и изучения биологически активных веществ, поступающих в кровь организма при использовании пиявок. Ведь до того считалось: лечение происходит в основном за счет того, что пиявка отсасывает "плохую кровь". Действительно, пиявка высасывает от 3 до 5 кубических сантиметров крови. Эффект кровопускания, например, при высоком кровяном давлении - вещь известная и полезная. Однако главное, как показали исследования, - состав слюны пиявки, которая усваивается тканями организма. Считается, что ее составляющие в целом изучены, но ряд веществ, вводимых слюной пиявки, и сегодня требует расшифровки.

   "...Я был призван к больной с сильным носовым кровотечением: вышла полная глубокая тарелка крови, а кровотечение, несмотря на принимаемые меры, продолжалось. Больная - женщина лет около 40, самого крепкого сложения, до последнего времени пользовалась цветущим здоровьем, и в настоящее время все в порядке, лишь голова тяжела и настроение духа угнетенное. Я назначил 4 пиявки в окружности заднего прохода. К концу приставления пиявок кровотечение прекратилось и более не возобновлялось. К утру следующего дня тяжесть головы исчезла, больная почувствовала себя, как и всегда, веселою и здоровою. Действие четырех пиявок состояло не в опорожнении кровеносной системы; небольшое геморроидальное кровеизвлечение (4 пиявки взяли максимум 8 столовых ложек крови) остановило кровотечение и облегчило голову. Приписывать это случайности значило бы закрывать глаза перед очевидностью". (Выдержка из клинических лекций Г. А. Захарьина. Москва, 1894 г.)